четверг, 9 марта 2017 г.

Три главных мужских патриархальных мифа

muzhchina plyazh volny kamen 700x466 Мужчина на пляже   Man on the beach

Человеческие отношения и мотивации связаны со сценарным поведением. Которое, в свою очередь восходит к базовым ценностям, например, к инстинкту выживания, или же к культурно-историческим фактам, событиям, ценностям и социальным стереотипам. То, что одобряется обществом, будь то огромный внешний мир,или же малая социальная группа нашей семьи и близких, на нас влияет. 
На нас влияют законы государства ( государств?), в котором родились мы и наши предки. На нас влияют традиции, которые нарушить порой так же опасно, как и преступить закон. А традиции, так или иначе, - это религиозные верования и ритуалы, архетипы и мифология.
см Память тела. Лекция Светланы Адоньевой
В этом посте я расскажу о трех мужских мифах, наиболее популярных в современной культуре и в современном обществе, которое по-прежнему патриархально. Эти мифы влияют, а часто попросту определяют выбор мужчины, его социальное поведение и, в конечно итоге - его судьбу и смысл его жизни.
см Ищу жену
Первые два мифа связаны с выбором женщины, как способа социализации мужчины. Итак, 

Миф первый. Жениться на принцессе.
Картинки по запросу шрек и фиона
кадр из мультфильма Шрек

В жизни этот миф может реализовываться в разных форматах, но суть его такова: мужчина, пройдя определенные испытания, инициации, и даже некие подвиги, получает в жены социально статусную девушку, с которой продолжает развиваться уже в новом , более высоком социальном статусе. По сути, этот миф о переходе мужчины из " сыновней" позиции в более социально высокую, в статус " патриарха". Ведь с "принцессой" мужчина имеет все шансы стать родоначальником целой династии героев, не говоря о том, что обычно к принцессам в качестве дополнения прилагается " полцарства в придачу", то есть немалые материальный и социальный капиталы.



Хорошо прокачан этот миф в русских сказках: такие герои, как Иванушка-дурачок, Емеля, или, в более позднем варианте Федот-стрелец,  наглядно демонстрируют нам суть данного мифа. Причем, этот миф работает и с героями, уже социально статусными. Например, Иван-царевич из сказок о Царевне-лягушке или Василисе Прекрасной ( Премудрой). Царевичи иваны, в будущем предположительно цари, все равно связывают свою жизнь с более статусными по сравнению с ними, царевичами, девушками. С девушками, знающими магию мироздания, ведающими, живущими по дхарме*.
Наиболее известный вариант этого мифа - библейский миф о Давиде. Напомню фабулу. 
Одно царство постигла война. А на стороне противника выступал огромный великан Голиаф. Он разорял селения и города, убивал жителей этой страны. Многие могучие воины пытались победить Голиафа, но были убиты, а их армии разгромлены. Царь объявил о награде тому, кто победит великана: свою дочь в жены и полцарства. Но уже многие храбрецы из тех, кто готов был бросить вызов Голиафу, сложили головы, взрослых и опытных воинов не осталось
Давид не был ни воином, ни мужчиной. Он был пастухом и подростком 13ти лет. Но он победил Голиафа, поразив его из пращи, а затем отрубив ему голову. Царь выполнил свое обещание, отдал свою дочь в жены Давиду, а также полцарства. Давид стал царем и правил долго и мудро. И, кстати, стал отцом мудрейшего из царей - Соломона.
(Надо отметить, что данная краткая трактовка является трактовкой мифа, а не жизнеописания царя Давида, так как с Давидом не все так просто и однозначно)

Качества мужчины этого мифа:
Чтобы достичь успеха, мужчине важно проявить не только и даже не столько силу ( во всех смыслах), сколько личностные качества. Прежде всего:
  • креативность, 
  • способность мыслить нестандартно,
  • готовность рисковать 

Также необходимы:
смелость и самоотверженность. 

Миф " жениться на принцессе" рассказывает нам о возможном сценарии перехода из архетипа Шута в архетип Императора, через архетип Воина (Героя). Или же, в классической трактовке каст, данный миф это один из возможных сценариев перехода из  шудры к сознанию брахмана через сознание кшатрия**.




Деструктивный аспект мифа
В деструктивном смысле данный миф акцентирует внимание на личности Героя-мужчины. При этом роль женщины, с которой Герой в дальнейшем продолжает род или начинает целую династию, сводится к вспомогательной. Принцесса изображается как " нагрузка" к материальным ценностям ( полцарства), а не Субъект, обладающий свободой воли. (Сравните с русскими сказками, где принцесса-Василиса ( чье имя само говорит за себя) имеет и свободу воли, и магичность, и мудрость, которыми Герой не обладает. И смысл воссоединения Ивана и Василисы именно в развитии, эволюции, в синтезе ее мудрости и знаний и его храбрости и силы)
В повседневной жизни символом деструктивного мифа " жениться на принцессе" является популярная термин " альфонс", которым награждают псевдогероев, имеющих целью не развитие, а потребление материальных благ. Обратим внимание, что имеющее немного другой смысл русское слово " приймак", означающее, что более сильный род жены принял мужчину из более слабого рода, звучит куда менее оскорбительно, чем " альфонс".

Миф второй. Стать Пигмалионом (сотворить жену)
Jean-Léon Gérôme, Pygmalion and Galatea, ca. 1890.jpg
Жан-Леон Жером
Пигмалион и Галатея1890 год
фр. Pygmalion et Galatée
Холстмасло. 88,9 × 68,6 см
Метрополитен-музейНью-ЙоркСША

Миф о Пигмалионе также распространенный в современном обществе патриархальный мужской сценарий для выбора себе жены. Напомню сюжет мифа.
Скульптор Пигмалион создал прекрасную статую из слоновой кости и влюбился в нее. Он попросил Афродиту даровать ему жену, столь же прекрасную, на что Афродита просто оживила статую. Пигмалион женился на бывшей статуе, ставшей женщиной по имени Галатея, и у них родилось двое сыновей и дочь. Но тут миф, как это всегда бывает в мифах, дает разные варианты для понимания. Так как, по одной из версий, в вышеупомянутом семействе имел место инцест: второго сына Галатей родила не от мужа, а от старшего сына, который, опять же, по другой версии, вовсе и не сын, а дочь... Предположительно, миф таким образом предупреждает нас о возможных деструктивных последствиях такого жизненного сценария, когда мужчина создает (выращивает) себе жену.
В обычной жизни такой сценарий очень распространен. И к тому же одобряется обществом. 
В определенных традиционно мужских профессиях ( военная служба, спорт) достичь высокого статуса можно довольно рано. И на пенсию там выходят тоже рано. Поэтому так неудивительны истории, когда мужчина с регалиями возраста 30+ знакомится с несовершеннолетней девушкой, имеет с ней вполне официальные отношения, дожидается ее совершеннолетия и возраста сексуального согласия, и затем женится. Этот процесс " подготовки" по сути девочки в "женщину для себя" может занять несколько лет. За это время мужчина может иметь отношения сексуального характера с более взрослыми женщинами, четко определяя формат " онли секс", а свою будущую жену буквально " растить и воспитывать" под тот формат жены, который бы ему хотелось иметь в будущем.
Качества мужчины этого мифа:
  • опытность, статусность, владение благами
  • постоянство и надежность
  • верность цели и выбранному курсу ( стратегии)
  • способность к стратегическому мышлению
  • властность
см Сексизм в рекламе и почему молчат блогеры

Многие родители также желают такой судьбы своим дочерям, так как это , по сути, проявление родительской заботы - организовать девочке такой брак, в котором она будет хорошо социально защищена.
К сожалению, такой вариант даже в мифической  ситуации с неодушевленным предметом - статуей чреват некоторыми рисками. Что уж говорить о рисках, связанных с женским взрослением и с раскрытием зрелой сексуальности. ( на эту тему есть другой миф - миф о Коре-Персефоне). Тем не менее. данный миф имеет место быть.

Деструктивный вариант мифа " Стать Пигмалионом"
Мужчины, выбравшие данный сценарий как основу своих взаимоотношений с женщиной, после развода сокрушаются: " Я ее нашел на помойке, а она меня предала". История одна и та же. Сначала мужчина " выращивает" себе жену,: занимается, как в одноименной пьесе Бернарда Шоу, ее образованием и воспитанием,  чуть не в буквальном смысле " отмывает" женщину, " вытаскивает из нее деревню", одевает стильно. Но потом жена, "вырастая", уходит. Родительская роль по отношению к партнеру закономерно этим заканчивается. 
Правда, мировой кинематограф предлагает нам поверить в другую сказку, но это сказка скорей для женщин:
Похожее изображение
кадр из фильма Красотка

Мужчинам, сторонникам мифа Стать Пигмалионом, хочется порекомендовать выбирать правильный материал для своей "статуи", из чего родится будущая Галатея. Не экономьте на материале, в общем. А также и учитывайте роль возрастных кризисов, неизбежных для каждого человека. 


Синхронизировав свои возрастные кризисы с возрастными кризисами выращенной вами жены, вы имеете шансы совместного развития.
В любом случае, относиться к живому человеку, как к ожившей статуе, не имеющей изначально своей воли и сознания - это ошибка. Ошибка управления.

Миф третий. Преодолеть своего Отца
The Mutiliation of Uranus by Saturn.jpg
Оскопление Урана КроносомДжорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо ВеккьоФлоренция

Этот миф уже не связан напрямую с выбором женщины для продолжения рода. Этот миф непосредственно о мужских иерархических взаимоотношениях в обществе. Подробно этот миф проанализируем в отдельном посте. Здесь лишь отмечу, что в конструктивном варианте этот миф может выражаться в продолжении традиций и при этом в развитии их. Очень ярко такой жизненный сценарий может быть виден даже на обычном фото. 

См в посте Персональный бренд обязывает выбрать аватарку анализ фото Айрата Мардеева.

В деструктивном варианте жизненный сценарий поведения, основанного на этом мифе, может вести мужчину к маргинальному поведению, к утрате национальной или культурной принадлежности  или, как вариант, к смене сексуальной ориентации.

Важно также отметить, что данный миф и, как следствие, сценарий социального поведения, очень популярен в современном кинематографе. Некоторые фильмы на эту тему:

Проанализировав свои мотивации и свой жизненный сценарий, можно сделать вывод и о возможных рисках, и о возможных перспективах. 

А вы узнали свой миф?

© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях


фото firestock.ru
* Дхарма, кратко: совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка (Википедия)
**Ва́рна (санскр. वर्णvarṇ IAST, «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества[1].
  • брахманы — жрецы, учёные, подвижники
  • кшатрии — воины, правители
  • вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
  • шудры — слуги, наёмные рабочие. (Википедия)

Аккаунт ФБ

Ярлыки

агрессия алкоголизм анна варга анонс архетипы ассоциации базовые прошивки базовые прошивки фрактальные комплексы безопасное место бизнес битые фракталы блог эвелины гаевской видео власть война полов выбор гендер генетика деньги доминирование женские инициации женщина в социуме жизненные циклы жизнь теория практика записки ФА-консультанта игра с ненулевой суммой измена имидж имя инициации институт инновационных технологий интернет интернет-профессии инфантилизм информационное поле информационные вирусы информационный иммунитет информация инфотехнологии искусство история как выйти из кризиса квадрат декарта кинематограф книги коллективное сознание контакт конфликт креативное я кризис культурный код курс индивидуального коучинга эвелины гаевской литература личные границы локус контроля лурия магия манипуляции сознанием маркетинг матрицы медитации мемы мероприятия метафоры мифы мода мозг мотивация мошенничество в интернете мужские инициации мужчина и женщина мышление намерение нарциссизм нейрофизиология о женщинах и их любви к мужчинам обида освоение отзывы о компаниях. целеполагание отношения падения моделей на подиуме видео память поколений первоэлементы сознания персональный бренд поведенческий фк потребности предсобытие притча об оскорблениях притча про слона и мудрецов притчи проекция проживание потери пространство профанация психотерапии пси-защиты пси-практикум психология психология отношений психотравма психофизиология публикации в сми пэс различия ресурсы рецензии речь ритуалы родительская фигура Родовое Я ролло мэй руны русская вышивка сам себе психолог самооценка саморегуляция сексизм в рекламе сексуальность семейная система семья сергей савельев сериал однажды в сказке символы симпатическая магия синхроны системное мышление системное я сказкотерапия событийный фк созависимость сонди социальная инженерия социальные сети социальные тренды социальный капитал социумное я спиральная динамика судьба судьбоанализ супер-эго сценарий счастье творчество телесная разумность технологии влияния точка бифуркации треугольник карпмана-берна уважение удовлетворение уникальное я ФА-практика фа-структура личности феномены сознания фигура отца Физическое Я философия философия игры фильмы финансовая разумность фон фракталы в психологии фрактальная ветка фрактальная динамика фрактальные комплексы фрактальный анализ фрэзер золотая ветвь целеполагание цикличность цнс эволюция эго экзокостюм экстрасенсорика эмоциональная разумность энергетическая яма эшер я рекомендую язычество nova

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Аккаунт ФБ