По сравнению с Бубликовым...

Похожее изображение 
Кадр из фильма "Служебный роман"

Замечательный фильм "Служебный роман" был расхватан на цитаты, одна из которых послужила названием для этого поста:


 - Людмила Прокофьевна, Бубликов умер! - Как умер? Почему умер? Я не давала такого распоряжения! - Но вы все-таки как себя чувствуете, Анатолий Ефремович? - Вы знаете, я вам скажу честно: по сравнению с Бубликовым - неплохо. 

Мы познаем себя в сравнении с другими. Мы развиваем свою личность, мы принимаем решения, сравнивая себя с другими. Сравнение рождает конкуренцию, которая делает нас сильнее, так как является проявлением силы человека.

см. также Виды силы

И поэтому, когда мы видим людей, успешно преодолевших проблемы, которые мы оцениваем, как более серьезные, чем наши, мы вдохновляемся.

Недавно мне встретился пост одного психотерапевта с видео, где мужчина без рук делает детские игрушки, держа ногами гвозди, молоток... Мужчина, судя по всему, житель одной из стран третьего мира, где жизнь сама по себе не слишком-то комфортна. И при этом с увечьем, сильно ограничивающим возможности.
В посте был текст о клиенте психотерапевта, который в 14 лет потерял руку и, уже будучи сорокалетним мужчиной, пришел за пси-помощью и с идеями " мне все должны", " я инвалид, ко мне нужно особое отношение", но с мотивацией что-то изменить в своей жизни. Часто бывает так, что люди подсознательно чувствуют , что какие-то идеи (установки и верования) им мешают, и хотят от них избавиться. Психотерапевт показал клиенту это видео с мужчиной без рук. И увиденное позволило клиенту пересмотреть свое отношение к своей ситуации.

Другой пост от моей коллеги и подруги Любови Колчановой содержал фото красивой молодой девушки с дерзкой пиратской повязкой на глазу. В результате нескольких травм и после продолжительного лечения девушка потеряла глаз, и теперь у нее протез.  Приведу цитату из поста:
Только представьте себе, насколько страшно для молодой женщины столкнуться с такой ситуацией. Она сказала, что сделала это от отчаяния. Я знаю, что такое отчаяние. Знаю, как по-разному люди обходятся с ним. Знаю, как прыгают в окно от отчаяния. Но когда отчаяние становится для тебя поводом сделать что-то очень красивое в жизни - это и есть настоящее творчество, требующее настоящей силы.
Истории преодоления часто так " встряхивают" сознание. Чужой пример реального героизма и силы духа вызывают уважение и вдохновляют. Сравнение себя с Героем, стремление подражать Герою - это подсознательные мотивации, которые реально позволяют изменить что-то в своей жизни. К лучшему....

А вот еще одна история из жизни.
В начале 90х, в непростое и смутное для нашей страны время молодая девушка, моя подруга, поехала во Францию. Она была родом из СССР, ей было 17. Он был француз,

красавец, рокер с непокорными черными кудрями, и он был влюблен в русскую голубоглазую красавицу. 
Париж для большинства советских людей того времени был просто сказочной мечтой. Но реальность четко показала отсутствие сказок и пропасть между менталитетом европейцев и советских людей. 
Француз имел свои представления, кто за что платит в паре. Правда, в нашем понимании такой...гхм.. рационализм... воспринимается попросту как абсурдная и нелепая жадность. А с учетом исторической роли России в развитии многих стран того же третьего мира, так и вовсе создает непримиримые противоречия. Девушка собрала вещи после такой претензии француза: 
"Зачем ты сварила пять яиц на салат оливье, когда дети в Сомали умирают от голода!"

Сравни себя с сомалийцами и пусть тебе станет стыдно за то, что ты хочешь чего-то большего...

Картинки по запросу сомалийцы
Сомалийцы стоят в очереди за получением продовольственной помощи.
Фото: https://rus.azattyk.org/a/28364509.html

А помните взорвавший интернет ролик от команды КВН Кымызяки и Азамата с Мусгалиева с непечатным названием *** ты ноешь? 18+ Из-за мастерски точной, но, увы, нецензурной лексики, данный ролик не рекомендуется к просмотру лиц моложе 18 лет. 
Вот цитата из песни:

Увы, но есть места на самой грешной из планет,
Где люди вместе с коровами воду пьют из лужи,

А ты говоришь: "Хорошо там, где тебя нет!"
Но там, где тебя нет, браток - бывает и хуже!
На мой взгляд, песня классная. И да, позволяет прояснить для себя не только значимость проблем, но и расставить приоритеты.

Однако, не все так просто с этой песней. И поэтому коллективное сознание в виде " тветов Азамату Мусгалиеву" сработало на уравновешивание данного мема.

Вот здесь ролик (18+) от Beardmanshow , в котором та же тема рассматривается с другой стороны. И мнение автора ответа Азамату, опубликованное в комментариях к видео ( стиль и орфография сохранены):

Сравнивая Россию со странами третьего мира Азамат, как бы говорит нам, ребята, не надо надеяться и верить в светлое будущее. Богатства вашей страны принадлежат очень маленькой группе людей. А все остальные должны заткнуться и смиренно встать в один ряд с Афганистаном и Гаити. Нормальный уровень жизни это не для вас ребята, и не надо тут ныть.


Ну, и совсем жесткий , симметричный ответ , также 18+, с посылом ЗАЧЕМ ТЫ ТЕРПИШЬ вообще достаточно неожиданный, цитата:

Ну а где-то в это мгновение, попробуй представить сейчас,

Ждут бескрайние впечатления, ты думал об этом не раз.
И расширяют смелые люди горизонты своих амбиций,
Выходят из зоны комфорта, пересекая границы.
Эти люди добры и отзывчивы, и счастливы они повсеместно.
Ты бы мог вместе с ними сегодня быть? Ну давай, **ка, будь с собой честен!?
Увы, но ты, как всегда, всё отложишь на завтра
И привычно себя успокоишь.
Включай телевизор, там парень хороший
Споёт тебе "***и ты ноешь?".
Ты всё ещё тершишь, А?!

С точки зрения психологии

Способность и мотивация сравнивать себя с другими это характеристика и пси-инструментарий Социумного Я . Однако, любой инструмент можно использовать как для созидания, так и для разрушения. В любом событии или явлении есть темная и светлая стороны.

Сравнить себя можно с Героем.
Можно вдохновиться чужим героизмом и идеей "получилось у него, получится и у меня". И самому стать Героем. 
А можно и обесценить свою проблему: "у людей все хуже, и то живут, а у меня нет таких проблем, у меня все хорошо, я не буду ныть, буду терпеть или даже радоваться тому, что мои руки-ноги-глаза на месте, я не буду достигать других целей, довольствуюсь тем, что есть".

Сравнить себя можно с Персонажем.
В этом случае можно получить немного уверенности или даже вернуть свою самооценку к адеквату, если она была занижена:
"Да, хоть я и не достиг всего, чего хотел, но у меня вполне неплохой результат получился! И мои результаты выше, чем среднестатистические! Я молодец, несмотря ни на что, я могу, я буду ставить новые цели и их достигать!"
А можно просто получить удовольствие от чувства превосходства над другим человеком, вспоминая какую-то сиюминутную ситуацию: " я начальник, ты дурак",  или вообще отделив себя от определенной среды и группы людей: "я родился в провинции, но теперь я крутой, потому что живу в Москве, и у меня есть айфон, я достиг всего, чего хотел".

Сравнение себя с другими как психотерапевтическая техника работает лишь в том случае, когда мы осознаем себя, свои уникальные проблемы, свои ресурсы и свою индивидуальную ситуацию. 

Когда мы осознаем пользу и бесполезность чужого опыта.

Осознаем, что опыт безрукого жителя малазийской деревни по изготовлению деревянных детских игрушек вряд ли пригодится в жизни жителя крупного города большой страны с высоким уровнем доступных технологий, демократических свобод и социальных гарантий. 
Когда мы осознаем силу духа другого человека, как качество, присущее многим людям, но проявленное в данном конкретном случае другим. В других обстоятельствах, нежели у нас. 
Когда мы осознаем, что эта сила - часть коллективного сознания, к которому мы можем прикоснуться. 
Если захотим. 
Если вырастим эту силу в своем сознании индивидуума. 
Если будем действовать не как другие в похожих ситуациях, а как мы сами в единственной и неповторимой ситуации, в которой мы находимся здесь и сейчас...

Чужой опыт может вдохновить. А может и создать иллюзии. 
А вот история с Бубликовым иллюзий не создает, так как не вызывающая сомнений ирония лишь подчеркивает очевидную ясность того, что герою реально плохо. Бывает и хуже, поэтому герой еще может побороться за место под солнцем.

Будьте собой! Со сравнениями или без, будьте Героями своей жизни!) 




© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской

О консультации очно (Волгоград) или в скайп
свяжитесь со мной удобным для вас способом через соцсети, 
предпочтительно FB или ВК

я в соцсетях



Комментарии

Популярные сообщения