"Зелен виноград" может быть зеленым


Зелен виноград
автор текста Эвелина Гаевская
фото: личный архив Эвелины Гаевской

"Зелен виноград" это замечательная метафора, подаренная нам баснописцем Иваном Крыловым. Благодаря ему мы, в общем-то, и знакомы с творчеством Лафонтена и Эзопа, чьи басни, собственно, Крылов во многом популяризировал и адаптировал под российскую аудиторию. Это хороший рерайт.
Мораль басни "Зелен виноград" в том, что после безуспешных усилий достичь желаемого люди склонны отказаться от желаемого ( винограда), убедив себя самих в низкой значимости и ценности того, что страстно желали ранее ( виноград-то на самом деле зелен, то есть невкусный). В популярной психологии термин "зелен виноград" используется для метафорического обозначения пси-защит (обесценивание,  вытеснения) и неосознаваемого поведения.
К сожалению, при любой популяризации (копировании и распространению информации), неизбежны искажения и смысловые подмены.
Может возникнуть ложное убеждение, что то, от чего вы отказываетесь - это тот самый " зеленый виноград". То есть то, что на самом деле вкусное и ценное для вас, то, чего вы на самом деле сильно хотите, но не можете получить и поэтому вынуждены отказаться. Хотя хочется. И чтобы не расстраиваться, надо назвать вкусны виноград зеленым. И с точки зрения популярной психологии, преодолеть подобное нужно, сломав защиту. То есть признать, что виноград желанен и стремиться к реализации желаемого.
Подобный подход может быть эффективным. Но его эффективность - это эффективность шаблона, стандарта. Я приведу в пример одну довольно забавную ситуацию, случившуюся со мной во время одного путешествия.


Дело было несколько лет назад в Турции, наша компания купила предложение для туристов - рафтинг. И в одном месте было предложено либо прыгнуть в воду с высоты около двух метров и проплыть расстояние до следующего пункта назначения, либо пройти пешком. Я не любитель ныряния, хотя неплохо плаваю. Я не могу объяснить почему, но просто не люблю прыгать в воду, и эти ощущения не нахожу приятными. Да, возможно тут есть место для психотерапии, но запроса нет))) Кроме отсутствия удовольствия от погружения в воду, прыгнуть с высоты было страшно. И я не прыгнула. Организаторы досуга для туристов смонтировали видео, как прыгнули все, кроме меня. Фильм я мысленно назвала " Дневной позор" ))) 
На следующий день у нас была прогулка на яхте, где тоже можно было нырять в палубы. Как вы понимаете, я чувствовала себя просто обязанной преодолеть свой страх после вчерашнего, и получить этот " виноград" непременно. надо было прыгнуть в воду с высоты и нырнуть. Высота с палубы была около полутора метров, и я прыгнула. Полученные ощущения:

  • Это отвратительно
  • Мне не нравится
  • Зачем это надо вообще?

В общем, я по-прежнему не люблю нырять)))
История забавная, но дала мне различение


Отказ от самого вкусного "винограда", даже если причины отказа находятся в сфере бессознательного, еще не означает деструктивности выбора

Отказ любить или выбирать то же самое, что любят и выбирают другие еще не означает, что именно с вами что-то не так. И тем более не означает, что нужно заставлять себя любить и выбирать то, что нравится другим. Важнее уважать свою инаковость и уникальность. Не так уж сильно вы и отличаетесь от других, если уж откровенно. Всего, по мнению генетиков, на сотую долю процента. Но, кстати, сохранение даже такой малой степени отличия от других, требует бОльших усилий и мужества.
 см образ о лыжне в посте Нейропластичность мозга и феномены сознания 


Если нет учета уникальности и контекста для конкретного человека - незачем ломать защиту.
Защита, как ограничение поступающей информации ( ресурсов) извне - штука очень полезная. Зачем-то она нужна.

О ценности пси-защит читайте в следующих постах.
Если интересно продолжение этой темы, подписывайтесь на блог, добавляйтесь в друзья в соцсетях, оставляйте в закладки и до встречи!

©Эвелина Гаевская
✓ консультации очно
✓ консультации он-лайн

 Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях



Комментарии

Популярные сообщения