Характер - генетика или воспитание?

Посеешь привычку - вырастет характер. Посеешь характер - вырастет судьба.
Народная мудрость

Теоретики классического психоанализа  (как известно, более тяготеющего к западной ментальности) подчеркивают важность генетической основы выбора судьбы.
 см пост И вырастет судьба
Но одна из характерных именно для отечественной психотерапии идей - идея о воспитании, как об определяющем факторе для развития личности. 
Возможно, популярность этой идеи связана с тем, что отечественная психология во многом основывалась на педагогике, что, в свою очередь было обусловлено историческими событиями в стране. Невозможно отрицать вклад в теории о развитии личности таких великих педагогов как Макаренко, Сухомлинский. 
Отсыл к генетической основе многих мотиваций человека в принципе с большой осторожностью всегда воспринимался советской наукой. Ведь граница между различением генетических отличий и различением людей по принципу генетических отличий слишком зыбка и основана на этике прежде всего.
Есть и другие тенденции в развитии отечественной психологии, о которых говорит Анна Варга в статье с откровенным названием Профанация психотерапии
Генетики же отмечают, что по внешним проявлениям в поведении практически невозможно определить, что из реакций человека является результатом его генетической предрасположенности, а что - результатом воспитания. То есть, если человек вспыльчивый, это может быть из-за его природного метаболизма, например, скорости выброса адреналина в кровь. А может быть это просто неосознаваемая модель поведения, которой научили в детстве.
С точки зрения фрактального анализа в психологии, телесные параметры являются базисными по отношению к воспитанию. Социализация это " надстройка" по отношению к физике, к телесной разумности. Но одно без другого не существует.

Далее цитирую пост Характер - генетика или воспитание? от @psy_factum, взято здесь  Автор текста Анна Петрова, врач-психотерапевт, эксперт проекта Psy-фактор.


Чтобы ответить на вопрос, в начале нужно разобраться с тем, что такое характер, и как он связан с другими свойствами функционирования психики человека.

Несмотря на то, что термин характер был введён в науку ещё в 4 веке до нашей эры Теофастом, до настоящего времени это свойство психики человека остаётся малоизученным.

Понятие «характер» можно представить в узком и широком смысле.

С одной стороны, характер определяется как своеобразные черты психики, влияющими на взаимодействие индивида с другими в обществе, и на поведение в целом. Конечно, исходя из такой трактовки термина, можно говорить о главенствующей роли воспитания в формировании характера. Характер таким образом отражает основные жизненные установки - мировоззрение, нормы морали, убеждения, интересы и т.п. - получаемые в ходе жизни.

С другой стороны, в более узком смысле, в концепции корифеев психопатологии Ковалёва и Мясищева, характер понимается как психический склад личности, её направленность, что тесно связано с типом темперамента, свойствами нервной системы. То есть характер - это своего рода первичный материал, наряду с цветом глаз или типом телосложения, который генетически детерминирован, заложен с рождения.

В процессе жизнедеятельности индивид реализует свой характер в окружающую среду, моделирует своё поведение, но в какой- то степени все мы ограничены в вариантах модуляции. Многие физиологи (Ананьев, Анохин, Теплов, Олпорт) определяли характер как заложенное в человеке количество функциональных связей между различными сферами функционирования нервной системы. 

С 90-х годов прошлого века ведётся поиск конкретных генов, влияющих на характер и поведение человека. Так были определены « плохие» гены (OXTR и AVPR1), а также определенные сочетания генов в хромосоме, влияющие на уровень агрессии, счастья, мужественности и т.д. В 2010 году исследователями Боннского университета были установлены гены «добра», СОМТ-аллели. Конечно, не все так просто, и на каждую черту характера может влиять до сотни генов, но доказано, что мы наследуем биологические факторы, которые способствуют активации тех или иных генов. Воспитание - это рычаг, способ коррекции материала, который заложен нам до рождения.

Можно сравнить роль воспитания с некой стрелкой, переключателем, который направляет нашу сущность в определенное русло: можно направить агрессию на избиение окружающих, а можно стать хирургом или писать сценарии для триллеров. Но то, есть ли это ярко выраженное свойство у личности или нет, определяется не в 2,5,10,15 лет, а на этапе закладки нервной ткани и межнейронных связей в период развития плода в полости матки, и в первый год жизни ребёнка, без учета особенностей воспитания.

Также генетически определены стили реагирования на внешние условия, поведение человека. Есть понятие гипостенического (прячущийся, уходящий, депрессивный), гиперстенического(активно-агрессивный, сверхдеятельный, возбудимый) и смешанный. И как бы мы ни воспитывали черты сверхмужественности у ранимого, гипостатический реагирующего человека, ни к чему, кроме как к развитию у него невроза, это не приведёт. 

Мы все разные, характер делает каждого из нас особенным. Будет особенность помогать или мешать в жизни, зависит от воспитания, социальной среды. Но особенность будет, что бы мы с ней не делали. Воспитывая, мы стараемся максимально приблизить к комфортному врожденные особенности, черты характера, но не заменить их. У нас есть кусок пластилина - наша пластичная нервная система, и мы можем создать из неё ... шедевр... - возможно, но мы ограничены в свойствах этого куска ( цвете, пластичности, размере) и подстраиваем процесс моделирования под него. Так и с характером человека.
взято здесь

Еще в качестве дополнения. Притча о Конфуции и пловце
Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэ-ней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал за ним и ему сказал:

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать во-прос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

– Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вме-сте с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот по-чему я и хожу по воде.

– Что означает «от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — судьба?» — спросил Конфуций.

– Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов — такова привычка; вы-рос на воде и удовлетворен жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему — такова судьба».

Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.
Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. 

Источник: Из книги: Л.Е. Балашов. Занимательная философия. М., 2008. 

Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях



Комментарии

Популярные сообщения